Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика
Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений, правила "диагностических умозаключений", с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определённого психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических "переменных". Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях "встроены" в сам диагностический инструмент, в других - требуют особой работы с диагностическими показателями – стандартного сравнения профилей, расчёта интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.
Основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приёма.
По этому основанию обычно различают:
1. Объективные тесты.
2. Стандартизованные самоотчёты, которые, в свою очередь, включают:
а) тесты-опросники;
б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;
в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, и методики классификации;
г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.
3. Проективные техники.
4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).